Уютерра банкротится! Компания, которая входит или правильнее сказать входила в пятерку крупнейших в России сетей, специализирующихся на продаже товаров для дома начинает процедуру банкротства и скоро в компании будет запущена процедура внешнего наблюдения, что защитит ее от кредиторов и наверное позволит избежать начисления банковских процентов.
О чем думают руководители в кризис
Но лучше бы ТОП менеджеры компании думали как не довести компанию до банкротства, а не занимались пассивной работой на рынке, именно так я всегда характеризовал работу сети Уютерра и на самом деле ей повезло, что она не обанкротилась лет пять назад, а плавно продолжала свое существования, поставляя из Китая различные товары для дома.
Лично у меня возникают сразу вопросы:
- Кто составлял столь блестящий рейтинг крупнейших сетей из которого лидеры так быстро выбывают?
- Чему учились и как управляли менеджеры в Уютерре, что привело к банкротству в классических рыночных условиях?
- Почему руководители на местах не применяли даже базовых принципов управления в кризис?
- Проводила ли компания корпоративные тренинги по управлению в кризис и антикризисному управлению?
- В чем причины банкротства Уютерры?
Давайте для начала рассмотрим официальный ответ:
Разумеется причиной банкротства, как и в большинстве случаев стало снижение продаж и очень странно если бы это было иначе. Сумма обязательств перед кредиторами превышает 4 миллиарда рублей, что на самом деле в долларовом эквиваленте не такая уж и большая сумма для такой большой сети, т.е. фактически можно сказать, что вовремя увидели значительное ухудшение ситуации и чтобы не стало 40 или 400 миллиардов, решили обанкротить, что в принципе является правильным управленческим решением.
Причины банкротства компании
Конечно, то что произошло с Уютеррой связывается с поднятием ставки ЦБ, из-за которой стоимость обслуживания кредитов фактически увеличилась в два раза, но это произошло с любым бизнесом, который был закредитован и произошло не сегодня, не вчера, а довольно давно, а следовательно, с точки зрения управления в кризис можно было бы найти новые решения.
И разумеется, внешний рынок тоже оказал свое влияние, так как 80% всех товаров импортируется, а что у нас происходит с курсом занет каждый школьник и выпускник бизнес-школы, поэтому логично предположить, что: себестоимость товара вырастет, покупательская способность будет снижаться и разумеется затоваренность рынка, все закупились товарами для дома вперед на 10 лет — и конечно, увеличивать продажи в таких условиях не возможно!? А как же управление в кризис? Как же антикризисное управление?
На мой взгляд, это все оправдания несостоятельности менеджмента, который стоит или стоял у управления Уютеррой. Зазнались дамы и господа управленцы, заучились в бизнес-школах и заигрались в бизнес-кейсах, а когда дело дошло до реального управления в кризисной ситуации вы мягко говоря облажались, а если честно облажались вы давно, так как никакой работы с клиентами в Уютерре с момента её основания не было.
Кто хоть раз заходил в Уютерру наблюдал стратегию продаж по модели:
Вам нужно? вы и покупайте, походите, посмотрите, пощупайте, мы вам что-нибудь подскажем, но в основном возвращаемся к вам нужно вы и покупайте.
И все причины, про которые говорят руководители Уютерры абсолютно так же подходят практически для любой компании на рынке, только другие компании не банкротятся, а выживают в кризис, разумеется через трудности, так как реально управлять в кризис у нас мало кто умеет, поэтому собственникам и руководителям приходится учиться управлению в кризис по текущей ситуации. Кстати, когда слушатели моих бизнес-семинаров или корпоративных тренингов называют мне похожие причины банкротства или трудностей, я всегда конкретизирую, так как: есть причины на которые мы не можем повлиять, а есть еще наша компания, наш персонал, наши клиенты и наше управление компанией и задача руководителя уметь создать баланс между возможностями компаниями и текущей рыночной ситуацией, а не переводить стрелки.
И на мой взгляд довольно странно, что основные конкуренты Уютерры компания IKEA и Hoff довольно хорошо справляются с кризисом, а следовательно менеджеры Уютерры просто напросто не смогли правильно изучить конкурентов и лидеров отрасли, о чём я писал в статье: Изучайте конкурентов и лидеров и Зачем нужно изучать конкурентов и лидеров?
Конечно самое простое это начать закрывать магазины, что собственно менеджмент Уютерры и сделал, но правильнее было бы выстраивать работу с клиентом, который непосредственно пришел в магазин, запускать механизмы сарафанного радио, благо возможностей для этого очень много, но увы, вместо того чтобы этому научиться и понять как управлять в кризис, руководство компании решило действовать иначе, что привело к вполне прогнозируемому результату, а именно к банкротству.
Да тема с Уютеррой оказалась довольно популярная, бизнес сообщество задумывается на ошибках и смотрит не тех, кого ранее приводили в пример