Я думаю каждый человек желает быть правильно понятым и услышанным, но часто наши желания не совпадают с реальностью жизни. На практике, многие руководители являются или слишком «жесткими», в желаниях донести свои цели; либо наоборот слишком «мягкими», для того что бы опять же или угодить начальству или не вызывать конфликта среди подчиненных. Конечно есть слово дипломатичность, но в большинстве случаев руководитель это не дипломат, а обычный человек, у которого нет должной подготовки и практики ведения переговоров.
Довольно часто, на открытых бизнес-семинарах я вижу как слушатели смущаются и не могут задать интересующий их вопрос, но для многих людей это нормальная ситуация, ведь далеко не каждый привык вести себя свободно в незнакомом коллективе, да и вопросы могут быть абсолютно разные. Но когда на корпоративных тренингах или стратегических сессиях в компаниях вместо того чтобы расставить точки над «i», прояснить ситуацию, внести хотя бы минимальную ясность в действие вступает механизм под названием тактичность невольно возникает вопрос:
Люди собираются для того что бы решить определенные задачи и пойти дальше или для того что бы угодить друг-другу?!
Конечно, я против излишней прямоты, конечно иногда нужда, даже можно сказать необходимость требуется быть гибким, но все таки?! Я постараюсь привести несколько примеров и показать, что в определенных ситуациях излишняя тактичность будет вредить как вам лично, так и вашему общему делу, увеличивая различные риски и погружая вас в состояние стресса.
Для начала давайте определим несколько ситуаций, когда возникают предпосылки к тактичности? — можно сказать: — что практически всегда, но это далеко не так. Как и в любом деле — в процессе общения есть типовые сценарии и очень важно уметь их видеть и выстраивать работу с ними, чему собственно я обучаю на корпоративных тренингах и индивидуальных консультациях, поэтому приступим:
Сценарий №1. Ваши вопросы, вопросы к вам
Любые переговоры это вопросы: как ваши вопросы, так и вопросы к вам! Но вопросы нужно не только уметь задавать, про это я рассказывал в заметке: Ключевые слова эффективности руководителя, на вопросы надо уметь отвечать, а для правильного ответа на вопрос, его необходимо услышать и услышать именно в том контексте, как спрашивают! В противном случае, ваш ответ будет не уместен.
Помните, как говорится: не каждый вопрос к добру ведет и вопросы могут быть риторическими, т.е. не требующими ответа.
Задумайтесь над следующим, насколько тактичный ответ на вопрос, помогает:
- действительно результативно обсудить ту или иную задачу?
- прийти к правильному решению?
- снять потенциальные недопонимания и конфликты?
Очень часто, тактичность создает атмосферу всеобщего согласия и скрытого конфликта, а не конструктивного диалога. Помните, что «глупых вопросов не бывает», так как сам по себе вопрос несет очень большой конструктив, он показывает:
- компетенции и профессиональные навыки человека;
- текущее восприятие ситуации, задачи, проблемы;
- желание или нежелание вникать в ту или иную специфику.
С вопросами нужно уметь работать, уметь их слышать, понимать человека, который задает или отвечает на вопрос, так как именно в понимании информации заключается основная смысловая часть, которая несет ту очень необходимую важную составляющую ради которой вопросы задают.
Помните, что вопросы дают очень легкую возможность имитировать любую ситуацию и посмотреть реакцию окружающих.
Сценарий №2. Работа с обещаниями
Обещания окружают нашу жизнь, нам все всё обещают: начиная от нас самих и наших сотрудников, заканчивая руководителями различных уровней. К сожалению и это факт, жизнь наполнена обещаниями и с обещаниями нужно уметь работать.
Как говорилось в сказке: Я царь, я слово дал — я обратно взял — хорошо это или плохо, мы не вправе судить царей, но ключевое здесь на царь, ключевое слово «Я» обратите на это внимание!
Потому что только личность ответственна за свои обещания, а окружающие могут только судить и выносить вердикт. Могут ли? Помните: А судьи кто?
Поэтому рекомендую несколько простых способов работы с обещаниями, особенно с невыполненными:
- Не давайте обещаний, которые не можете сдержать — но это легче сказать, чем сделать, именно по этой причине все обещают всем.
- Спросите себя, что самое худшее может случится если вы не выполнили свое обещание.
- Подумайте об альтернативных идеях и возможностях.
- Постарайтесь понять человека, который не выполнил обещания: и с одной стороны «войти в его положение», а с другой стороны непредвзято ответить себе не являетесь ли вы предметом обмана, иллюзий или череды несбывшихся обещаний.
Конечно, обещания — обещаниям рознь, но обещания способны сделать многое и важно понимать, что результат несбывшихся обещаний очень часто бывает печальным. На индивидуальных консультациях я часто слышу примеры про обещания, которые приходится разбирать и анализировать, и в результате анализа либо выявляются скрытые иллюзии или вырабатывается конкретная программа действий по проработке конкретной ситуации.
Сценарий №3. На вас оказывается большое влияние, воздействие, манипуляция
Техник манипуляций довольно много и не смотря на то, что я сам на открытых бизнес-семинарах и корпоративных тренингах провожу обучение по вопросам влияния и манипуляции, я тоже подвергаюсь влиянию и манипуляциям. Почему? Ответ прост: «чем выше уровень людей, с которыми общаешься, тем лучше навыками влияния и манипуляций они владеют» и это нужно понимать и воспринимать как неопровержимый факт.
К сожалению, в практике бизнес-образования практически не уделяется времени изучению и обучению технологиям манипуляции и влияния и многие вынуждены полагаться на жизненную смекалку и самостоятельную проработку данного вопроса.
Что делать? — сказать что вы за несколько абзацев любой статьи или прочитав пару книг освоите навыки влияния и манипуляций будет опрометчиво, точно также будет опрометчиво говорить что за короткий бизнес-курс или корпоративный тренинг вы освоите всю информацию и станете использовать данные навыки — вовсе нет! Но в лучшем случае вы сможете выделить для себя несколько ключевых моментов, для того чтобы потом, в своей повседневной деятельности, распознать их и начать оттачивать свое мастерство.
О техниках влияния и воздействиях я расскажу в последующих заметках, а сейчас давайте ответим себе на один простой вопрос:
Человек, в большинстве своем, осознает через какое-то время, что им манипулируют, тогда почему он ничего не делает? Почему превращается в мышь перед соколом?
Причина проста и заключается в обсуждаемой пресловутой тактичности, вместо того что бы «закрыть свой разум для манипуляций» — мы его открываем и с великой (не радостью!) а тактичностью начинаем впитывать всю информацию, но наше второе, внутреннее «Я» говорит нам: — нет, это не надо делать! — но все бесполезно, так как страх потенциального конфликта сделал свое дело: мышь и сокол.
Разумеется, сложившаяся ситуация увеличивает риски и повышает стрессовую составляющую в нашей работе.
Сценарий №4. Доверие заканчивается трагедией
Есть известная поговорка:
Бизнес на доверии заканчивается трагедией.
Вам нужны трагедии? конечно нет! Тогда перестаньте доверять и начните выстраивать свою систему прогнозирования рисков и достижения результата. На своих частных консультациях я часто обсуждаю и прорабатываю данный вопрос. Заметьте, начните рассматривать именно систему прогнозирования рисков, потому что доверие это фактически игнорирование реальности или недооценка реальности.
Зачастую, излишняя тактичность играет роль создания мнимого доверия, т.е. когда доверие разрушено, но в силу привычки, неумении или нежелании взглянуть на ситуацию с другой стороны, люди принимают абсолютно нелогичные для данной ситуации решения.
Конечно, говорят: что для того чтобы построить доверие требуется годы, а потерять его можно очень быстро, но это далеко не так: в большинстве случаев, потеря доверия это длительный процесс, в результате которого происходит постепенное разрушение прочных когда-то связей.
Сценарий №5. Рабы установленных правил
Конечно, правила созданы для того чтобы их нарушать, именно так проповедуют в фильмах, но в реальности жизни правила есть правила и люди становятся рабами правил, иногда собственно разработанных. Но правила, это не закон и не догма, с правилами тоже нужно уметь работать и находить исключения.
Мы знаем: что из каждого правила есть исключение, но можем ли мы эти исключения установить? или опять же наша тактичности заставляет нас принимать правила и условия, которые нам абсолютно не выгодны.
Именно по этой причине, я рекомендую не только работать над тем чтобы устанавливать основные правила, но также работать над тем чтобы обсуждать и корректировать данные правила. Развивать в себе способностью уметь делать подобную корректировку, что не стать рабом правил.
На этом все: подумайте на досуге про свою тактичность в отношении окружающих и насколько ваша тактичность на самом деле увеличивает различные риски и повышает стресс и попробуйте проработать данный вопрос.
Ваши комментарии к статье приветствуются. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.