Про компанию Cambridge Analytica услышали практически все: утечка данных, неправильное использование данных и прочее бла-бла-бла информационной шумихи в прессе, но на самом деле интересно другое: большие данные может применять практически любая компания и речь идет не о миллионах клиентов, речь идёт о вашей целевой аудитории, с которой вы можете работать, используя большие данные.
Да кстати, если вы не будете работать со своей целевой аудиторией, значит с ней (целевой аудиторией) будут работать другие, а точнее уже работают: большие сетевые компании, банки, страховые компании и так далее, забирая при этом время и деньги ваших клиентов, а вы теряете прибыль, большую прибыль.
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]Фактически любой бизнес, начиная от небольшого кафе или отеля и заканчивая большими торговыми центрами, может использовать большие данные — но не использует, так как для этого требуется активная мозговая деятельность менеджеров по маркетингу и директоров по развитию, желание экспериментировать, запускать множество пилотных проектов и получать обратную связь.[/su_note]
Большие данные это интересно и актуально и я написал несколько заметок в рубрике: большие данные, но для успешного внедрения требуется конкретика: диагностика, анализ и реализация пилотного проекта, при необходимости обращайтесь.
Секреты бизнеса Cambridge Analytica
Cambridge Analytica — частная английская компания, которая использует технологии глубинного анализа данных для разработки: чего угодно…
Как только вы получили доступ к данным, ваша задача построить аналитическую сеть, которая позволяет анализировать, делать выводы, а самое важное апробировать данные выводы на практике.
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]Разумеется это требует бюджета: бюджета на эксперименты, которые возможно не принесут результата, а возможно дадут вам сверхрезультат, о котором вы даже и не мечтали.[/su_note]
Лекции по вопросу применения больших данных не читаются у нас в бизнес-школах, а если и читаются, то данные лекции не мотивируют ни к чему, только грузят теорией вероятности и математическими выкладками, которые разумеется важны, но с практической точки зрения для старта проектов по большим данным будут полностью бесполезны. Поэтому, довольно интересно будет почитать курс по большим данным для бизнес-школ, если у вас будет предложение, то пишите на контакты, разумеется минимум теории и максимум практических кейсов, ориентированных на проработку текущей действительности в бизнесе компаний.
Самый простой пример применения больших данных, это использование информации из социальных сетей, что впрочем и сделала Cambridge Analytica, но это только частный случай.
Кстати Cambridge Analytica принимали участие в 44-х избирательных кампания в США и разумеется она всегда использовала свои методы для достижения результата.
- Презентация на 5 слайдах об услугах компании.
- 27-страничный документ — это отчет о работе компании на выборах президента США.
- и разумеется сам результат: победа в выборах.
Конечно, большие данные можно использовать как для стратегической коммуникации в ходе избирательных компаний, так и для точечного воздействия на определенную группу целевых клиентов, информацию по которым ваши менеджеры по продажам собрали или я надеюсь что собрали.
Применение больших данных в бизнесе
Такие корпорации, как AliExpress, Google, Facebook, практически любой крупный банк или сетевой магазин — монетизирует свою аудиторию, используя персональные данные и делают это успешно.
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]По моему мнению, любая компания в настоящий момент может и обязана использовать большие данные для получения дополнительно прибыли в бизнесе, возможно сверх прибыли.[/su_note]
Фактически применение больших данных в бизнесе сводится к трем основным задачам:
- Сбор данных о пользователях оффлайна.
- Сбор данных о пользователях интернета и социальных сетей.
- Составлении их психологических портретов.
Что в последующем дает возможность сосредоточиться на:
- Разработке персонализированной рекламы.
- Разработке инструментов влияния на мнение пользователей.
А с точки зрения выхода на целевую аудиторию, то таких возможностей довольно много:
- Ваша клиентская база и проходящий поток.
- Реклама в Google и Yandex.
- Реклама в социальных сетях.
- Реклама в играх, фильмах и так далее..
Как это работает, на примере одного из вариантов?
- Вы размещаете рекламные ссылки в поисковой выдаче Google или Yandex.
- Ссылки размещают как для активных переходов.
- Так и для создания правильного впечатления о том или ином вопросе.
- Платная рекламная ссылка всегда выше поисковой выдачи.
Вот и всё: просто и эффективно, добавьте к этому таргетинг по целевой аудитории и вы король по данному вопросу.
Разумеется для большего эффекта, работаем и экспериментируем с:
- Заголовками.
- Картинками.
- Текстом / Видео.
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]Особое внимание обращаю на эксперимент, так как изначально нельзя дать гарантии что сработает, а что не сработает.[/su_note]
Важное примечание:
- Чем больше количество объявлений, тем лучше охват, но не забывайте про обратную связь для оценки эффективности.
- Разумеется с вашими данными нужно будет работать: разбираться, систематизировать и экспериментировать.
- Это позволит постоянно совершенствовать модель и добиваться улучшения результата в реальном времени.
Модель ОCEAN в основе анализа
В основе анализа лежит модель OCEAN (Openness to experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreeableness, Neuroticism) что фактически означает создание и манипуляция потока целевой аудиторией.
- Openness to experience — склонность к новым эмоциям, приключениям, помните любопытство погубит кота, только кот об этом не знает — в данном случае именно на этом факторе строится первый ключ, что позволяет с одной стороны независимым людям стать зависим от своего любопытства и нажать на кнопку, получив некую самореализацию и новые ощущения, но на самом деле оказавшись на информационном крючке.
- Conscientiousness — люди привыкли к системе и организации, что дает им возможность предпочитать план, а не спонтанные действия, а следовательно если человек добросовестный, то манипулировать им гораздо легче.
- Extraversion — положительные эмоции , самоуверенность, коммуникабельность и склонность искать стимуляцию в обществе других людей и разговорчивость — порождает возможность вовлечь или привлечь человека к любому процессу, заставив его тратить свое время и деньги.
- Agreeableness — согласие в мелких и крупных деталях лежит в основе будущей лояльности и слепой покорности
- Neuroticism — и разумеется психологический стресс от информации, которую человек увидел/прочитал — у него в голове возникают эмоции и именно эти эмоции инициируют последующие действия.
Разумеется это просто тезисы модели OCEAN, для детального разбора есть множество специализированной литературы, но нас интересует практика, а практика позволила Cambridge Analytica сформировать довольно успешный рыночный продукт.
Модель анализа больших данных в компании
- Вы подписываете соглашение о неразглашении.
- Проводится диагностика ваших данных.
- Интервью с вашим персоналом.
В большинстве случаев ваши сотрудники понятия не имеют, что и как можно сделать с данной информацией.
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]Выделяется бюджет, это обязательное условие: конечно без денег вы можете много сделать, но в этом случае вы должны обладать просто колоссальным информационным ресурсом или клиентской базой.[/su_note]
- Средняя продолжительность проекта 2-3 месяца.
- Требуется 7-9 встреч, с лицами принимающими решения и формирование отдельной рабочей группы.
Зачем использовать большие данные в бизнесе?
- Вывести компанию из кризиса.
- Увеличить продажи компании.
- Создать положительную репутацию продукта или компании.
Разумеется это потребует создание отдела НИОКР в компании или необходимость обратиться к подрядчикам со стороны, что разумеется проще и иногда намного эффективнее.
Большинство ваших клиентов не понимает ценности персональных данных и с легкостью, в обмен на дисконтную карточку или какой-либо бонус, готова поделиться с вами довольно ценной информацией, которую вы сможете использовать для увеличения своей прибыли.