Риски экспортера при выходе на международный рынок • Константин Савкин • консультации • тренинги для руководителей

Риски экспортера при выходе на международный рынок

Риски экспортера при выходе на международный рынок
Риски экспортера при выходе на международный рынок

У каждой компании, которая стремиться выйти на международный рынок и экспортировать свою продукцию, возникает довольно много рисков. Когда я провожу корпоративные тренинги с элементами стратегических сессий я постоянно делаю акцент на рисках экспортера и на понимании данных рисков собственниками и руководителями компаний.

Конечно, можно сказать что у любого предпринимателя есть риски и это так, но одно дело сказать и совершенно другое дело понимать эти риски, а тем более нести ответственность за данные риски.

Семинары по ВЭД, экспорт и импорт
Семинары по ВЭД, экспорт и импорт
Очень часто бизнесмены берут кредиты под обслуживание внешне-экономических контрактов, читают договора, пропускают между строк акцент на определенные риски, которые не важны для внутреннего рынка, но очень важны для международного рынка и потом сталкиваются с серьезными проблемами.

Давайте тезисно обозначим риски экспортера при выходе и работе на международных рынках.

Риск 1. Политический

Безусловно, политический риск для экспортера довольно важный — с одной стороны благодаря ему мы можем получить очень высокую прибыль, но с другой стороны именно данный риск может довести нашу компанию до банкротства.

К сожалению, многие экспортеры не учитывают политического риска и кладут все яйца в одну корзину, я категорически не рекомендую это делать.

По методике оценки рисков экспортеров политические риски сопоставимы по значимости с рыночными тенденциями и их надо очень серьезно просчитывать и прогнозировать.

Риск 2. Финансовый

Финансовые вопросы при организации внешнеэкономической деятельности становятся все более актуальными: финансирование, трансферты, риски обмена валют, система международных расчетов — все это необходимо учитывать перед тем, как начать экспортировать свою продукцию.

Очень часто, слушатели моих бизнес-семинаров, на начальных этапах экспортной деятельности используют зарубежных партнеров, которые покупают продукцию на территории России, а потом перепродают на территории своей страны.

Конечно, данный способ не позволяет зарабатывать большую часть прибыли, но он позволяет существенно минимизировать финансовые риски при экспорте.

Риск 3. Юридический

Каждый бизнесмен понимает, что любое государство имеет свою правовую систему, юридические требования и нормы, которые включают различные импортные процедуры, налогобложение, трудовое законодательство, интеллектуальную собственность, порядок заключения договора.

И это важно не только понимать, но и учитывать, конечно разобраться со многими нюансами самостоятельно довольно проблематично, именно по этой причине необходимы зарубежные партнеры, особенно если речь идет о бизнесе с Китаем или бизнесе с Вьетнамом.

Очень часто, установленные законодательством страны импорта, различные ограничения фактически или сильно усложняют или делают невозможным выполнение обязательств по внешнеторговому контракту.

Риск 4. Логистика

Когда товар экспортируется, поставщик товара должен предусмотреть действия на случай: порчи, потери, кражи. Необходимо детально проработать логистическую цепочку, не стремиться сэкономить, заключив контракты на логистику с дешевыми компаниями, так как условия складирования, хранения и транспортировки фактически определяют в каком качестве и количестве получит вашу продукцию покупатель и получит ли он ее вообще.

Обращаю ваше особое внимание на вопрос страховки грузов и компенсацию в случае наступления страхового случая. При выборе компании рекомендую основывать свое мнение только успешными прецедентами, которые вы подкрепили проверенной информацией.

Риск 5. Научитесь думать на опережение

Конечно, у любого экспортера может возникать много дополнительных рисков, связанный с особенностями конкретной страны экспорта, а также изменчивой международной обстановкой. Модное слово санкции  способно обанкротить многих предпринимателей.

Сегодня есть довольно множество инструментов информационной, финансовой и консалтинговой поддержки которые можно использовать. Конечно различные бизнес-ассоциации, центры поддержки экспорта, торгово-промышленные палаты вам могут оказать поддержку в подготовке к экспортной деятельности, но никто не снимает перед вами ответственность за результат, так как итоговую прибыль будет получать ваша компания.

Рекомендации по управлению рисками для экспортеров:

Мои рекомендации следующие:

1. Научитесь думать с точки зрения управления рисками и управления в кризис, так как в любом случае начальные шаги вашей компании будут нетипичными для вашего прошлого бизнеса, поэтому придется быстро думать, оценивать ситуацию и принимать решения, правильность которых оценит рынок.

2. Конечно, хочется сказать что экспортная деятельность это очень просто, но простым кажется всё со стороны, и простым кажется, только тогда, когда мы провели большой объем подготовительной работы.

3. Конечно, вас будут подталкивать к экспортной деятельности и с одной стороны это правильно, но с другой стороны только вам, как собственнику, как руководителю компании решать как зарабатывать прибыль, на какие рынки выходить, а на какие нет!

И помните, про правило золотой середины: Максимальная прибыль при минимальных рисках или перефразирую: Максимальная прибыль от экспорта при минимальных рисках.

Актуальные статьи по ВЭД:

[catlist id=593,480 orderby=rand numberposts=10]

Оставьте комментарий