Удаленная работа, домашний офис, работа из дома — для многих из нас это одно из ключевых проявлений так называемой новой реальности, с которой мы столкнулись внезапно и без подготовки. Про новую реальность я писал в статье Коронавирусный менеджмент: фактор неопределённости в бизнесе, а сейчас давайте обсудим удалённую работу, тем более к этой теме существует огромный интерес.
При этом со своей стороны хочу отметить, что удалённая работа может сыграть с вашей компанией злую шутку и создать все предпосылки к увольнению талантливых сотрудников, которые создают прибыль вашему бизнесу.
Удалённая работа и менеджмент компании
Вопреки распространенному мнению, я считаю, что удаленная работа часто вредит организации, а ее внедрение следует рассматривать скорее как временное решение, чем постоянный стандарт.
Менеджмент имеет два измерения:
- Первое связано с методами, инструментами, технологиями, физическим пространством, процессами, процедурами и т. д.
- Второе касается людей, их эмоций, взаимоотношений и отношений, а, следовательно, мотивации, приверженности, лидерства, коммуникации.
Наблюдая за различными компаниями и разговаривая с руководителями на бизнес консультациях, я заметил, что они придают гораздо большее значение организационному аспекту удаленной работы.
Они сосредотачивают свою деятельность на предоставлении технологий и надлежащих процедурах.
Это очень важно, но рано или поздно это приведет к тому, что всё больше и больше будут выделяться слабые стороны удаленной работы, а их довольно много.
Негативное влияние удалённой работы на компанию
Сложности удаленной работы будут зависеть от отношений между компанией и сотрудниками.
Есть три типа отношений, которые выстраиваются в компании:
- Транзакционные — когда отношения имеют только экономическое измерение. Сотрудник воспринимает организацию только как место для заработка, а работодатель только ожидает от него правильного выполнения конкретных задач и обязательств. Отношения между сторонами в основном регулируются формальными соглашениями.
- Реляционные — когда компания становится местом для сотрудника, например достижение амбиций, признания и удовлетворение потребностей. При этом сотрудник становится эмоционально вовлеченным, он ценит то, чего он добивается благодаря компании, и ее функционирование и развитие становятся для него важными. Со стороны работодателя существует забота о лояльности и приверженности сотрудника. Руководство компании заботится об установлении и поддержании долгосрочных отношений с сотрудником, основанных на взаимном доверии .
- Стратегическое партнерство — наиболее продвинутая форма сотрудничества, когда обе стороны ощущают себя партнерами в бизнесе, создавая и реализуя совместные стратегии, а у сотрудников есть чувство ответственности за компанию.
Какой тип отношений превалирует в вашей компании? — в большинстве случае это транзакционные отношения.
Когда характер отношений между компанией и сотрудниками носит транзакционный характер, то при удаленной работе на первый план выходит организационный аспект, то есть постановка задач, их выполнение и связанный с этим контроль.
Эти элементы гарантируют надлежащее выполнение договоров и договоренностей, заключенных между сторонами, и, следовательно, правильное выполнение задач.
В такого рода отношениях между компанией и сотрудниками контроль заменяет доверие и поэтому становится источником еще большего стресса, чем при работе в офисе, как для начальников, так и для их подчиненных.
Почему?
Потому что существует визуальная проблема, которая является одним из аспектов контроля.
Когда тебя не видно, рождаются кошмары …
Контроль при удаленной работе
Менеджеры в новой ситуации делают все возможное, чтобы контролировать ситуацию:
- Многие руководители становятся параноиками, когда не могут свободно наблюдать за сотрудниками, которые работают.
- Другие создают новые процедуры отчетности: есть статусные собрания, брифинги или иным образом называемые регулярные собрания с дистанционным управлением в Skype или Zoom.
Как отсутствие «видимости» влияет на сотрудников?
Большинство сотрудников испытывают сильное беспокойство и связанное с этим напряжение.
Зная, что их начальник не видит процесса их работы, они опасаются, что не смогут доказать свою честность и приверженность.
Тем более, что реальный поток информации и визуальных коммуникаций между ними и остальной частью компании, включая их начальство, значительно сокращается.
Это может усилить у сотрудника ощущение того, что его упускают из виду, пренебрегают или недооценивают.
Чувствуя одновременно усиление контроля со стороны заинтересованного руководителя, сотрудник усиливает свои страхи.
Поэтому многие из сотрудников увеличивают свою доступность на виртуальной работе и доступность за счет личного времени: они с удивлением обнаруживают, что они дома, но все еще на работе.
Даже если они не за офисным столом их ум занят мыслями о работе.
При удалённой работе серьезно нарушается баланс между работой и личной жизнью.
Личное пространство при работе дома
Имейте в виду, что до сих пор для многих из нас дом был отделен от работы.
Личное пространство — это источник иной личности для сотрудника, оно связано с индивидуальной автономией.
Вернувшись из физического офиса, мы выполняем серию ритуалов, чтобы мысленно «поместить» нас в дом:
- Одеваем домашнюю одежду
- Читаем газеты
- Пьём чай, кофе
При удалённой работе этот порядок нарушается, что приводит ко многим промежуточным решениям, которые вносят еще большую путаницу: наполовину рабочий стиль; игнорирование или наоборот превалирование перерывов на кофе/чай и так далее…
Удаленная работа ослабляет отношения в командах
Еще один отрицательный аспект удаленной работы — сокращение присутствия.
Это означает, что сотрудники имеют ограниченные возможности участвовать в отношениях как с коллегами, так и с другими людьми.
Как следствие, связи, выстроенные в организации разрушаются, а у людей остается гораздо меньше возможностей для обмена опытом.
Это важно, с точки зрения обучения, потому что люди учатся в основном на практике, через взаимное наблюдение и подражание.
Исследование, за которым я следил, показало, что после внедрения удаленной работы у людей значительно сократилось количество социальных контактов и более 60% из них почувствовали себя изолированными — эти исследования проводились не во время пандемии, что ещё раз актуализирует отрицательное влияние удалённой работы.
Отсутствие прямого взаимодействия респонденты восприняли как ограничение скорости решения проблем и способности узнать, «что происходит» и вопрос чем заняться становится всё более актуальным.
Ухудшение коммуникации и изменение корпоративной культуры
Качество коммуникаций снижается в результате удаленной работы, в том числе и из-за значительного сокращения невербального общения.
Ежедневно в офисах мы часто связываемся друг с другом спонтанно, передавая много информации, которую мы не сможем получить, работая из дома.
Это информация о «мягкой» сфере работы компании: об эмоциях, настроении, о климате взаимоотношений.
Удаленная работа ослабляет организационную культуру, которая является носителем чувства общности, стабильности и психологической безопасности.
Сотрудники в этих условиях будут иметь гораздо большую тенденцию сосредотачиваться на собственных целях и результатах, часто за счет команды и компании в целом. Что сказывается негативно, потому что, наиболее эффективными и новаторскими сотрудниками являются те, кто обладает «системной осведомленностью» и понимает работу организации как единое целое.
Это особенно важно для тех компаний, которые работают с более сложными моделями, чем транзакционная модель, про которую мы говорили ранее
Для кого подходит удаленная работа
Мое критическое отношение к удаленной работе вовсе не означает, что я считаю ее совершенно бесполезной.
Удалённая работа может хорошо сработать в как небольших компаниях, так и в транзакционных организациях, где компания может сбалансировать аспект контроля с аспектом автономии.
Удаленная работа может быть хорошей формой гибкого режима работы, вводимого в ограниченном временном диапазоне (например, один или два дня в неделю) или в качестве альтернативы в определенных ситуациях для отдельных сотрудников.
В случае компаний, для которых организационная культура является одним из источников конкурентного преимущества, введение удаленной работы может нанести больше вред, чем пользу — так как в большинстве случаев организационная культура формируется на личном визуальном контакте и на ежедневных коммуникациях в коллективе всего персонала, а не только небольшого отдела.
Кстати, если вы работаете дома, обращаю ваше внимание на курс в записи: Удалённая работа из дома: построение эффективной атмосферы