Сегодня стало известно, что закрываются известный онлайн-магазины Quelle и Otto, которые входят в Otto Group, Германия. Почему крупный немецкий онлайн-магазин, который специализируется на обуви, одежде и товаров для дома перестает работать по всей России, хотя казалось бы пользовался успехом и занимал свою нишу среди целевых клиентов.
[adrotate banner=»43″]
Разумеется в официальном пресс-релизе говорится о некоторой “глобальной стратегии”, ох уж эта игра в терминологию, если стратегия, то разумеется глобальная, а в рамках данной стратегии Otto Group закрывает свои магазины во всех странах, кроме немецкоговорящих, но возникает одно НО?! — кто же отказывается от денег, ведь данный магазины приносили прибыль, при минимальных издержках, а бизнес-модель успешно функционировала. Кризис?! — и немецкое антикризисное управление не сработало?! Но, давайте не будем торопиться и попробуем проанализировать и определить истинную причину, а истина как говорится рядом, но не всегда понятна.
Закрывается Otto и Quelle
Конечно уход Quelle и Otto отличный кейс по антикризисному управлению и стратегии, который при случае я буду разбирать на своих корпоративных тренингах и бизнес-консультациях, но в настоящий момент нужно определить причину возникновения данной ситуации, так как доверять на 100% официальному объяснению я бы не стал.
Причины ухода Otto и Quelle
На мой взгляд, основная причина кроется в следующих факторах:
- Увеличение геополитических рисков, которые разумеется могут разрушить весь бизнес в других странах
- В том числе нежелании становится разменной монетой в санкционной борьбе — ведь одно дело продавать обувь и одежду и жить спокойно, а другое дело потерять рынки сбыта и финансовые счета из-за санкций.
- Разумеется растущая конкуренция со стороны китайских интернет-магазинов, которые великолепно работают на мировом рынке, взять например AliExpress и проект Лоукостер, про который я писал ранее.
В официальных комментариях сказано, что Otto Group сконцентрируется на маркетплейсе Otto.de для немецкоязычных стран, а потом через какое-то время снова выйдет на международный уровень.
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]Что это означает?! — реорганизация текущей бизнес-модели?! — возможно — но зачем так резко?! — почему нельзя это делать параллельно? — издержки, сомневаюсь, скорее всего внутри компании наблюдается финансовый кризис и подобные действия просто означают новую переупаковку бренда с желанием привлечь дополнительное финансирование, хотя разумеется это только поверхностный анализ.[/su_note]
Otto Group в России
Otto Group представлена в России многими известными брендами, такими как Bonprix и Witt (интернет-магазины одежды), компанией eSolutions, которая предоставляет логистические, маркетинговые и IT-сервисы ретейлерам и брендам, например Tom Farr, Zarina, Befree, Ralf Ringer и др.
Что случилось с Otto и Quelle
Давайте рассмотрим данную ситуацию:
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]Возможно в России успешно произошла реорганизация бизнеса подразделений Otto и Quelle и товарные потоки просто переключены на Bonprix и Witt?![/su_note]
— возможно и так, а следовательно истинная причина не уход с рынка, а завершение запланированной ранее реорганизации Otto Group в России.
Интересно?! — конечно, так как это уже не просто уход с рынка, это выход на новый уровень конкуренции на российском рынке, к сожалению дальше проводить какой-либо анализ тяжело, так как финасовая данные является довольно закрытой:
- Чистая прибыль Otto Group в России €259 миллионов.
- Quelle и Otto были на 7 месте среди онлайн-магазинов в России, которые работают в сегменте обуви и одежды, объем продаж в 2017 году оценивается как 3,75 миллиарда рублей.
- Ключевые конкуренты на российском рынке Lamoda и Wildberries, компания которая восхищает.
- Кроме этого, в последние годы обострилась конкуренция с Aliexpress, интернет-площадке из Китая, которая представляет весь ассортимент продукции из Китая.
Давайте подведем итоги:
- Уход интернет-магазинов Quelle и Otto скороее всего просто пересортировка брендов в сторону Bonprix.
- Конкуренция китайских интернет-магазинов нарастает и возможно Otto Group не хватает ресурсов для работы на немецком рынке.
- Некий X фактор, истинную причину мы не знаем и возможно она лежит вне поле данного анализа бизнес ситуации.
А что нам следует ожидать?! — выход на российский рынок новых игроков?! — возможно?! — и возможно этом будут новые китайские или даже вьетнамские компании, поэтому думаем и анализируем Дамы и Господа, а при необходимости обращаемся за бизнес-консультацией.