Про бизнес с Китаем написано множество статей и довольно серьезных публикаций, я со своей стороны:
проведя множество семинаров по бизнесу с Китаем, пообщавшись с сотней бизнесменов, которые работают с китайскими поставщиками или размышляют о том что бы начать бизнес с Китаем или диверсифицировать его, имею возможность сравнивать и анализировать то состояние российского бизнеса, в котором он находится сегодня.
При этом, сразу оговорюсь, речь идет не о корпорациях, речь идет об обычном малом и среднем бизнесе.
И любые рекомендации, которые вы прочтете в этой заметке или любой другой статье, посвященной бизнесу с Китаем, воспринимайте именно как рекомендации, а не как пошаговые алгоритмы для достижения своих целей. Кстати, возвращаясь к целям? — а они у вас есть? какая ваша цель построения бизнеса с Китаем или взаимодействия с китайскими партнерами? — вопрос очень интересный и очень важный, но разбирать его мы сейчас не будем, на это нет времени, а есть индивидуальные консультации по бизнесу с Китаем.
С чего начать свое производство в Китае?
Приведу несколько простых рекомендаций, но прежде чем приступим, всегда помните про альтернативу, а именно бизнес с Вьетнамом, возможно для вашего сегмента бизнеса это будет представлять больший интерес нежели Китай, с уже значительно подорожавшей рабочей силой.
Итак, первое и разумеется очевидное это связи, в Китае это называется «гуанси» понятие довольно объемное и точное определение дать тяжело, но все таки связи есть связи; и если у вас нет связей в Китае, то начало любого производства в Китае будет требовать намного больше ресурсов нежели со связями! Казалось, бы очевидный факт, но многие российские бизнесмены этим простым и очевидным фактом просто напросто пренебрегают.
Второе, очень очевидное это продажи! Как говорилось ранее, уж сколько раз твердили миру, факт очевиден в Китае производят практически все и возникает вопрос, а смысл производить очередной ширпотреб или не совсем ширпотреб, сталкиваясь при этом со множеством рисков?
— конечно экономику надо считать, свой бренд надо любить, а трудности надо преодолевать, но все таки? — а если подумать?!
— думайте, информации для этого предостаточно и в первую очередь оценивайте свой профессионализм и свои ресурсы, вы же скорее всего не Спортмастер, хотя кстати, часть продукции бренда Спортмастера Demix производится как раз во Вьетнаме, а не в Китае.
Третье, общие заблуждения по бизнесу с Китаем! Конечно, ведение бизнеса с Китаем требует особого подхода, особенно это касается в отношениях с партнерами и однозначного ответа здесь дать нельзя! — и говорю я это не на основании шаблонных статей про бизнес с Китаем, а на основании моего консалтингового опыта и общения с многочисленными слушателями семинаров, и рецепт, как ни странно большинству не подходит, так как звучит так:
То что сработало у Вас, не факт что сработает у вашего товарища и наоборот.
Одно из самых распространенных заблуждений, которое очень прочно сидит в голове у российского бизнеса звучит приблизительно так:
Для того чтобы успешно вести бизнес с Китаем, в Китай ехать не надо! Для общения с китайскими поставщиками вполне достаточно интернета!
Да, это совершенно правильно, если вы покупаете несколько сумок в китайском интернет-магазине или заказали какую-либо бижутерию, но если дело касается серьезных поставок, то конечно поездок не избежать.
Четвертое. Контроль вашего производства в Китае! Как только вы начали что-то производить или закупать в Китае, не важно что и когда — контроль! Вот, что вас должно беспокоить больше всего, контроль на всех стадиях и абсолютно всего! У вас уже есть идеи, как вы будете контролировать свое производство в Китае и вы уверены что это сработает?
Вы потеряете очень много времени и денег если с пренебрежением отнесетесь к контролю своего производства в Китае.
Пятое. Вас будут копировать! Не забывайте Китай большой и даже очень крупные бренды не защищены от копирования своей продукции со стороны китайских производителей?! — плохо это или хорошо совершенно другой вопрос, но вам тоже про это необходимо помнить.
И последнее время! В Китае своеобразное отношение ко времени и будьте готовы, если вы собираетесь начать бизнес с Китаем научиться ждать и использовать фактор времени для своей выгоды.
Конечно, это были очень краткие и образные рекомендации по вопросу организации производства в Китае, но более подробную информацию вы можете узнать на моем семинаре или консультации.
А как вы считаете? — стоит ли сейчас заниматься производством в Китае, пишите свое мнение в комментариях