Как надоели эти заявления многочисленных экспертов по антикризисному управлению об очередном дне кризиса, складывается такое впечатление будто они не эксперты по кризису, а эксперты по дну.
Мы достигли дна, новое дно кризиса, старое дно кризиса? — мне вот интересно в каких экономических школах изучают понятие дна, которое используют эксперты ВШЭ.
Я конечно понимаю, что это образное выражение и то что в менеджменте (в отличии от математики) можно давать любые определения, далекие от конкретики, а за данными определениями прятать невозможность что-либо прогнозировать или анализировать.
Куда проще сказать: впереди мы наблюдаем новое дно кризиса, — нежели дать конкретные рекомендации что делать бизнесу в кризис и что ожидается на рынке. Конечно глобальные показатели экономики важны, но являются ли они важными для принятия управленческих решений малым и средним бизнесом в кризис?
В большинстве случаев нет, и в настоящее время единственной антикризисной стратегией компании может стать: абсолютно логичная и не предвзятая оценка своих конкурентных качеств: продукции, сервиса, персонала и так далее.
Мне очень нравится терминология «отскок от дна«, которую используют эксперты Центра развития Высшей школы экономики, а в следствии цитируют все бизнес СМИ, складывается впечатление, что они не эксперты в экономике, а эксперты по игре в теннис, там тоже мячик прыгает.
Почему же я так привязался к этой терминологии? — да все очень просто, давайте представим, что школьный учитель нашего ребенка, вместо слов: ваш сын лентяй и лоботряс, скажет нам: образовательные успехи вашего сына достигли нового дна, а предыдущие успехи были обеспечены отскоком от другого дна….
Какая будет ваша реакция? — какой бред подумаете Вы, а все ли в порядке с головой этой учительницы?! Конечно, эксперты уважаемые люди, но сейчас кризис, а про кризис пел еще Высоцкий и про экспертов в виде кандидатов и доцентов, тоже, приведу цитату:
Товарищи ученые, доценты с кандидатами.
Замучились вы с иксами, запутались в нулях.
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
К сожалению, речь идет не о формулах, речь идет об экономике, и если в формулах была практическая значимость, то в сегодняшних экономических заключениях я ее не вижу.
Хотя, простите — вижу: картофель не гниет, его просто нет на наших полях, а может и есть, но в магазинах он точно не наш, разумеется в процентном соотношении.
Реальность антикризисного управления:
А реальность антикризисного управления очень простая и логичная: те бизнесмены, кто не начал думать и понимать конкурентоспособность своих компаний и независимость от сторонних факторов, начнут об этом задумываться и будут стремиться контролировать весь процесс своего бизнеса: от создания продукта до его реализации, фактически «не доверяя никому».
Печально, но это факт и данным прогнозам и терминологиям я то же не стал бы верить, а верить во что-то надо, так как без веры дно кризиса будет постоянно смещаться и отскакивать, а изучать науку отскоков честно говоря не хочется.
Обычно на своих корпоративных тренингах и бизнес-консультациях, я говорю:
Научитесь понимать себя, свою конкурентоспособность, потом научитесь понимать конкурентоспособность бизнеса и рынка, на котором вы работаете, но только с одним уточнением, эта конкурентоспособность должна быть реальная, а не по формуле: свет мой зеркальце скажи и всю правду расскажи. Нужно быть честными и реалистами, по крайне мере перед собой любимым.
Да, тот результат анализа, который вы сделаете самостоятельно над собой или своей компанией вам вряд ли понравится: вы увидите, что придется делать много работы руками, самостоятельно, что придется действительно пахать, что время экономической халявы для большинства бизнесменов закончилось, но это будет правда! Правда, которая поможет вам увеличить продажи в вашем бизнесе, сохранить или найти новую работу и это так. Конечно любая правда вещь суровая, но еще более суровая жизнь в иллюзиях, которые могут рассыпаться в любой момент.