Еще вчера было заявлено, что Почта России займется доставкой продуктов Сети Магнит, а сегодня последовало громогласное заявления, что основатель сети магазинов «Магнит» Сергей Галицкий продал 29,1% акций ВТБ.
И конечно данная новость повлияла на капитализацию Сети Магнит на рынке, правда пока не совсем понятно что ожидать, но это не тема данной статьи, тем более что капитализация может измениться в любой момент времени.
Сейчас я хочу, с точки зрения бизнес-кейса разобрать произошедшее и напомнить всем собственникам бизнеса о том, что создавая бизнес, помните, что возможно его придется продавать и будет очень хорошо если ваше желание будет совпадать с запросами реальной ситуации.
[bctt tweet=»Создавая бизнес, помните, что возможно его придется продавать » username=»SavkinKS»]
Основатель сети Магнит продал свои акции
Скорее всего, решение о потенциальной продаже акций рассматривалось давно и каждый собственник, который создает бизнес для бизнеса, а не для хобби, об этом должен помнить.
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ class=»»]Сергей Галицкий, легенда российского бизнеса, человек который создал одну из самых крупных и эффективных продуктовых сетей, сумел из регионов вывести сеть на московский рынок и успешно конкурировать с такими брендами как Дикси, Пятерочка, Перекресток, но жизнь есть жизнь…[/su_note]
Умение вовремя выйти из игры, избавиться от активов, хотя слово избавиться это очень грубо, особенно если речь идет о деле, которому вы посвятили 5, 10, 15 лет своей жизни, но всегда надо смотреть в будущее и бороться тогда, когда есть силы, ресурсы, возможности.
[adrotate banner=»3″]
Но нужно ли бороться? или нужно использовать концепцию мягкой силы — как часто я про это упоминаю последнее время, помните вода камень точит….
Ведь всегда есть другие проекты, другие возможности, а так же есть банальная человеческая усталость от действительности, которая у каждого своя, но в чём смысл жизни? — это вопрос из области философии и ответ на него очень расплывчатый и индивидуальный.
[adrotate banner=»6″]
Официальная причина продажи акций сети Магнит
Официальная причина звучит так:
Инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель…
Конечно умение договариваться с инвесторами навык важный, и разумеется учитывая богатый опыт основателя «Магнита» он умеет это делать превосходно, так что, скорее всего истинная причина кроется далеко не в этом, а в так называемом будущем и потенциальными рисками, которые сопряжены с данным будущем, вот в чем вопрос, ответ на который мы вряд ли получим, но который точно знает Сергей Галицкий и его ближнее окружение.
Так что думаем, Дамы и Господа бизнесмены и оцениваем потенциальные риски и возможности, которые разумеется меняются в единицу времени.
Официальная сумма сделки: 138 миллиардов рублей и крупнейшим акционером магнита становится Группа ВТБ, что скорее всего повлечет за собой реализацию новой стратегии и смену команды ТОП менеджеров, но это предположение, которое разумеется очень близко к истине, ведь буквально на днях было заявлено, что Почта России займется доставкой продуктов «Магнита» при поддержке ВТБ.
[bctt tweet=»Будущее и потенциальные риски — вот истинная причина продажи акций сети МАГНИТ» username=»SavkinKS»]
[adrotate group=»1″]
Акции Магнита падают
Как показывают текущие новости, сразу после объявления о продажи акций основателем сети «Магнит» Сергеем Галицким, акции начали падать и данное падение можно назвать стремительным, так как утром этот показатель был 4,3% через три часа уже 7%, хотя на момент прочтения статьи ситуация может измениться.
Как падение стоимости акций скажется на дальнейшее развитие сети?
К сожалению дать ответ на этот вопрос нельзя, но рынок свое мнение уже сказал, а следовательно потенциальный проект с Почтой Россией не компенсировал уход основателя «Магнита» из оперативного и стратегического управления бизнесом.
Почта России и Магнит: доставка продуктов до покупателя
Конечно, это очень сильное решение: доставка продуктов питания ресурсами Почты России и очень интересно посмотреть на реализацию данной идеи на практике, дополнительно к колоссальному потоку посылок из Китая, которые опять же отрабатывает Почта России….
- Будет ли это курьерская служба до двери?
- Пункты получения продуктов питание на почте?
- Доставка в напрямую в магазин?
Ответить на данные вопросы довольно тяжело, так как сам по себе проект подразумевает как приемку заказов, так их комплектацию, сортировку и последующую логистику да и многое другое.
Проект, конечно для российского рынка амбициозный, но не новый, достаточно вспомнить сеть Утконос, но одно дело масштабы Утконоса, а другое дело масштабы Почты России, но как говорится поживем — увидим, а рынок развивается и полностью информатизируется, но риски есть и риски колоссальные, надеюсь про них кто-то думает.
[adrotate banner=»4″]
[adrotate banner=»34″]
Что будет с сетью Магнит?
Сеть эволюционирует это к лучшему? — сомневаюсь и обосную свои сомнения следующим: Сеть Магнит — определенный бренд на российском рынке, бренд, который присутствует по всей стране, бренд который присутствует на Лондонской бирже.
В 2018 году «Магнит» планировал открыть около 2220 магазинов, но будет ли данная стратегия реализована? — вопрос я думаю уже висит в воздухе и скорее всего данная стратегия реализована не будет, а все силы будут брошены на построение логистического хаба и так называемый сервис доставки продуктов питания на дом, хотя возможно я ошибаюсь.
Данная ситуация, кстати очень выгодна X5 Retail Group, так как дает возможность значительно обогнать своего конкурента/коллегу по рынку, пока новый ТОП-менеджмент магнита будет разбираться и согласовывать стратегию, а данная ситуация разумеется будет.
Стратегия собственника: бизнес на продажу
Бизнес на продажу это тоже неплохо, но помимо бизнеса вам необходимо создавать упаковку!
Любой бизнес можно продать при правильной упаковке и продать дорого, так как здесь действуют не только факторы оценки финансовых показателей, а факторы поиска инвесторов, у которых загорятся глаза от идеи вашего бизнеса, и которые захотят его купить.
Но чтобы дорого продать, надо правильно упаковать, иными словами правильно продюссировать ваш бизнес. Интересует конкретика? — конкретику обсуждаем только при конкретике, так что обращайтесь.
И разумеется продажей бизнеса не должен заниматься собственник бизнеса, так как поговорка «своя рубашка ближе к телу» в данном случае несет отрицательный характер.
Если вы хотите получить максимально выгодную цену продажи, то любые переговоры должен вести посредник, человек которому вы доверяете и задача которого продать ваш бизнес максимально дорого, но это уже довольно личный вопрос и его нельзя обсуждать «за глаза», так как я прекрасно понимаю, что очень многие собственники бизнеса вложили в свои компании часть своей жизни и души.
Какой бизнес создавать, чтобы потом не продавать?
Бизнес, который построен на хобби и лично на вашем экспертном мнение, на вашем бренде или лидерстве продать/поглотить довольно тяжело.
Причина проста: Как только вы отойдете от оперативного управления, то финансовые показатели вашего бизнеса упадут вниз!
Помните об этом, как об инструменте диверсификации своего бизнеса, с другой стороны не всегда нужно создавать бизнес связанные со своим брендом или хобби, так что вопрос многогранный и он больше для размышления и дискуссий, а не для неопровержимого факта.
Инвестиции в такой тип бизнеса вы можете привлекать, а вот покупать такой бизнес без вас не будут, так как вы являетесь брендом и если вы уйдете, то бизнес потеряет свою уникальность и конкурентоспособность на рынке.
Примеров на рынке довольно много:
- Компания Илона Маска
- Apple Стива Джобса, который до его смерти был ему полностью подконтрольным
- Top Gear с ведущим Джереми Кларксон
С точки зрения возможностей и построения своего бизнеса вокруг своего бренда или хобби я вас могу проконсультировать, обращайтесь.