В кризис время сжимается и очень важно при антикризисном управлении понимать, что те ключевые показатели эффективности KPI которые были ранее перестают выполнять свою функцию!
Старые KPI перестают работать и могут убить ваш бизнес.
Стратегия компании перестает быть актуальной, так как прогнозировать что-либо в долгосрочной перспективе становится довольно проблематично.
Более того, существует очень большой риск:
Если ТОП менеджмент компании для контроля антикризисной стратегии будет использовать показатели из прошлого компании, то компания из управления по ситуации перейдет в управление по формуле: видимость ноль иду по приборам.
Есть желание поэкспериментировать в таком антикризисном управлении компании?
— у многих руководителей есть, разумеется засчет средств собственников и акционеров, а также за счет потери рабочих мест другими сотрудниками.
Как говорится, всему свое время, так вот настало время пересмотреть текущие ключевые показатели эффективности, учитывая специфику антикризисной стратегии компании. Более того, необходимо пересмотреть не только количественные значения, но и сами показатели сами по себе. И это необходимо сделать быстро, так как в противном случае вы рискуете потерять управляемость компании и совершить довольно много ошибок, основываясь в своих решениях на уже неактуальные в кризис KPI.
Разумеется сделать это по шаблону нельзя! Антикризисное управление не работает по шаблонам, а работает по ситуации, оценивая при этом возможности, угрозы, риски и так далее — а это уже вопрос отдельной консультации по антикризисному управлению.
Да, и одну серьезную ошибку большинство компаний уже совершило, и теперь сокрушаются как им быть в кризис!? Какую?
Отсутствие прогнозирования и нормального риск-менеджмента, который задает множество вопросов типа:а что если? И прорабатывает множество решений.
У вас есть план антикризисного управления компанией, запечатанный в конвертик?
— если да, откройте его и начинайте действовать, а вот если нет, то начинайте планировать: главное при этом действовать расчетливо, а не импульсивно.
В первую очередь необходимо рассмотреть возможность ухудшения ситуации.
Именно ухудшения, так как многим компаниям в кризис далеко не до развития — им бы выжить!
И этот факт нужно осознать и принять как суровую действительность. Глупо слепо следовать ранее принятой стратегии (стратегии, которую вы старательно разработали и приняли до кризиса) и совершать одну ошибку за другой: текущая экономическая ситуация поменялась и задача собственников и руководителей быстро пересмотреть стратегию и найти альтернативные варианты и очень желательно, чтобы таких альтернативных вариантов было несколько.
Не поленитесь снова! Сыграйте в игру «а что если» и распишите с десяток вариантов, за дело? — но зачем так много, возникает логичный вопрос? — а для того чтобы выжать из кризиса всё, а именно найти пресловутые возможности, про которые все говорят, но мало кто находит; при этом избегайте угроз, которые многие ощущают. Так что действуйте, расширяйте количество вариантов, а вместе с этим совершенствуйте свое мышление в антикризисном управлении.
Проработав большое количество вариантов вы будете во все оружии, вы не будете заложником одного липового антикризисного плана или ждать как повернется ситуация вы будете готовы к действию и будете действовать!
Угадать, какие продукты или услуги будут востребованы после кризиса довольно тяжело, практически не возможно, а следовательно нужно научиться действовать по ситуации, планировать и реализовывать задуманное в короткие сроки. Забудьте о стратегии на год или на три, начните планировать от 2 недель до трех месяцев, научитесь чувствовать дорогу кризиса, ведь:
Кризис — это далеко не ровный автобан, это проселочная дорога с ухабами и непрогнозируемыми препятствиями».
Конечно ответственность за принятие решения в кризис лежит на плечах собственников и ТОП менеджерами компаний, но помните:
- отказавшись от нового, компания может потерять перспективы будущего рынка;
- а сосредоточившись только на выживании, скорее всего вы потерпите крах в конце кризиса, когда лидерами станут те, кто помимо выживания искал и прорабатывал новые потенциальные возможности.
Итак, давайте набросаем план антикризисной инвентаризации компании:
Начинаем с денег: а именно с наших клиентов, поставщиков и складских остатков(запасов).
Особенность текущего кризиса заключается в том, что он захватывает все отрасли, т.е. практически все попадут под его влияние, а значит необходимо жестко от сегментировать своих клиентов, в противном случае вы рискуете попасть в ловушку иллюзии потенциальной прибыли в кризис, которая приводит к банкротству компании.
В качестве ориентира ответьте себе на простой вопрос: а кому вы собственно должны? — клиентам, поставщикам, «неликвидам на складе» — кто или что в итоге определяет ваши действия и стремления?
Не следует выполнять рабскую волю поставщиков, ведь у каждого свой бизнес, свои риски, они вам скинут товар, но будут ли они с вами — когда вы не сможете реализовать данный товар? А сможете Вы или нет в кризис сказать довольно тяжело: Следует думать, анализировать, прогнозировать, а не в коем случае не стоит цепляться за прошлое, его уже не изменить, а вот будущее вашей компании зависит от вашего решения сейчас! Не следует еще глубже копать себе яму, из которой и так уже довольно тяжело выбраться. Научитесь действовать по текущей ситуации, минимизируя риски и находясь в поиске новых возможностей. Именно об этом я детально рассказываю на своем семинаре: «Антикризис: стратегия и тактика управления в условиях кризиса«.
Ошибочно считать, что суть антикризисного плана заключается в том, чтобы удержать прибыль компании на прежнем уровне, выйти на запланированные ранее ключевые показатели — не стоит бежать на флажки, которых уже нет; так можно оказаться на дне пропасти, даже не осознав факта падения и вы там обязательно окажитесь если будете мыслить по старому.
Нельзя обмануть кризис и довольно глупо предполагать, что антикризисный план, который вы «слепили на коленках, второпях» сработает, это иллюзия и нет ничего страшнее поддаваться иллюзиям в кризис, в то время когда требуются четкие шаги и решения.
Забудьте все ранее разработанные ключевые показатели эффективности, различные карты сбалансированных показателей, а так же всё, что как-либо связано с достижением данных показателей: планы выполнения проектов, систему мотивации и так далее — беспощадно выкидывайте в корзину или в архив. Не позволяйте прошлому управлять вами! Займитесь реализацией антикризисных показателей эффективности, которые будут соответствовать тем сценариям, которые вы проработали ранее и как вы уже знаете сделать это необходимо быстро.
Резюмируем разработка KPI в кризис
Научитесь действовать по ситуации, минимизируя угрозы и прорабатывая потенциальные возможности, которые помогут обеспечить стабильность компании в кризис.