Когда речь заходит про экспорт в Китай многие руководители сразу начинают думать о прибыли, а думать нужно про риски. Конечно, сейчас многое говорится о возможном потенциале продукции российских компаний с точки зрения экспорта, но одно дело говорить и совершенно другое понимать истинную конкурентоспособность продукции вашей компании, а тем более реализовывать экспортную деятельность на практике.
Бизнес с Китаем, с точки зрения экспорта российской продукции очень интересен и перспективен, но вы не забыли, что Китай это одна из лидирующих экономик мира, которая как раз ориентируется на экспорт, тогда вопрос:
Что будет наша российская компания экспортировать в Китай?!
И я имею ввиду не сырье: нефть, газ, лес — это удел крупных государственных корпораций, а именно товары, которые производит малый и средний бизнес.
Экспорт в Китай
В этой заметке я дам несколько рекомендации по организации экспорта в Китай, что позволит собственникам и руководителям увидеть определенную проблематику поставки продукции в Китай и подумать как они будут ее решать.
Рекомендация №1. Подготовьте конкретное предложение для китайских партнеров
Когда, на своих семинарах по бизнесу с Китаем, я общаюсь с руководителями компаний, многие из них хотят экспортировать свою продукцию в различные страны, но правильно упаковать информацию о своей компании и предлагаемой продукции не могут.
Потребительский рынок в Китае интересует российская продукция, но для того чтобы успешно экспортировать продукцию в Китай нужно соответствовать требованиям китайского рынка: расфасовке товара, упаковке, маркировке.
И разумеется, думайте на опережение, так как бизнес с Китаем имеет свою специфику и если ваша продукция окажется востребованной на китайском рынке, то другие китайские бизнесмены будут стремиться закупать сырье или полуфабрикаты из России, для того чтобы производить продукцию самостоятельно.
Здесь можно выделить два подхода: первый — сырьевой; второй — продуктовый.
В первом случае наша прибыль небольшая, во втором значительно больше, но ориентироваться только на прибыль не стоит — учитывайте все факторы, но это уже вопрос отдельной консультации по бизнесу с Китаем.
Рекомендация №2. Научитесь понимать китайского потребителя
Прочитайте мою статью Китайский потребитель — информация для поставок в Китай, а дополнительно подумайте о ваших клиентах из Китая, постарайтесь понять вашего китайского потребителя, посетив тематические выставки в Китае, пообщавшись с китайскими бизнесменами и российскими предпринимателями, которые уже экспортируют продукцию в Китай, только помните про свои цели.
К сожалению, существует мнение, что посетив несколько выставок в Китае вы сможете понять китайского потребителя, но это далеко не так:
Найти надежных китайских импортеров относительно трудоемкая задача.
Более того вам нужно будет установить контакты с китайскими органами сертификации товаров и проверки качества продукции, а это уже совершенно другой вопрос, с точки зрения трудоемкости решения и обладания необходимым опытом.
Именно поэтому, я рекомендую не самостоятельно решать все вопросы в Китае, а искать надежных партнеров со стороны китайских бизнесменов, это позволит вам выстроить бизнес с Китаем не на один день, а на года. О методах поиска и проверки партнеров я рассказываю на своем семинаре Как начать бизнес с Китаем и отдельных тематических блоках. Но, к сожалению, многие российские бизнесмены не понимают, что успех в Китае зависит от правильно выстроенных партнерских связей, а не от необоснованных амбиций.
Конечно, вы можете сделать сертификацию продукции самостоятельно, от имени своей компании, процесс это довольно долгий и кажется вполне оправдан будущими экспортными поставками. Но можно воспользоваться услугами китайских компаний, что с одной стороны упростит вам процесс, а с другой поставит вашу компанию в зависимость от китайских партнеров. Как поступать? — решать только Вам, взвесив все за и против — и обязательно рассмотрев все доводы в период времени.
Рекомендация №3. Интеллектуальная собственность в Китае
Регистрировать торговые наименования следует обязательно на территории Китая, а надеяться на международную регистрацию вашей торговой марки не стоит. Для понимания глубины данного вопроса, рекомендую прочитать мою статью: Как решать юридические споры с китайскими поставщиками?
Общие рекомендации довольно простые:
- Товарный знак и наименования следует делать на китайском языке, для правильности названия нужно обратиться к китайским специалистам, а не придумывать самостоятельно или совместно с переводчиками на китайский язык, так как можно допустить довольно серьезные ошибки, которые вы даже и не увидите.
- Обязательно делайте дополнения на русском и английском языке.
- Регистрацию осуществляют китайские поверенные.
- Результат — получение извещения о приемке заявки на регистрацию от китайского госоргана.
Полная регистрация занимает довольно много времени, около 2 лет, поэтому я рекомендую не заниматься данным вопросом самостоятельно, а найти китайскую консалтинговую компанию, которая обладает подобным опытом.
Экспорт в Китай: Всё только начинается
Казалось бы всё, но на самом деле вам предстоит просто колоссальная работа для решения оперативных вопросов по экспорту продукции в Китай. Возможны следующие варианты решения данной задачи:
- Открытие своей компании на территории Китая, которая может осуществлять импортную деятельность.
- Создать официальное представительство в Китае с правом заниматься коммерческой деятельностью.
Возможно предложить еще несколько вариантов, но для конкретики необходимо понимать какую продукцию вы собираетесь экспортировать в Китай и сколько времени уделять бизнесу с Китаем.
А дальше начинается самое интересное: понять свое отношение к бизнесу с Китаем, понять себя и ответить себе на вопрос, а стоит ли экспорт в Китай всех затрат? и как можно по другому использовать рост китайской экономики для развития своей компании?
Существует довольно много суждений о бизнесе с Китаем:
- Некоторые компании успешно выстраивают бизнес с Китаем, опираясь на одного китайского партнера и такие прецеденты действительно есть.
- Другие, заключают контракты со многими китайскими компаниями.
- Третьи, пытаются получить эксклюзивные условия на экспорт продукции в Китай.
- Четвертый, вспомните пример из своего жизненного опыта…
На рынке много успешных и неудачных прецедентов всех этих суждений, но ваша задача, как руководителя — опираться не на суждения, а на свой опыт, здравый смысл и понимание своего бизнеса. Безусловно, экспорт в Китай задача довольно сложная, но решаемая, главное не становится заложником суждений, а изучать, анализировать информацию из различных источников и разумеется брать на себя ответственность за решения.
Коллеги, если вы раздумываете начать экспорт в Китай и у вас есть вопросы, напишите мне прямо сейчас на почту или в WhatsApp и мы с вами обсудим формат взаимодействия.
Актуальные статьи по бизнесу с Китаем:
[catlist id=478 numberposts=10]