Как оценить есть ли в нашей компании кризис? И если кризис в компании есть, то на какой стадии кризис находится и что с ним делать?
Одна из первейших задач антикризисного управления — диагностика текущего состояния компании, но многие об этом просто напрасно забывают или игнорируют по одной простой причине:
Зачем диагностировать нужно действовать: искать клиентов, выяснять отношения с поставщиками — а там видно будет.
Именно в этом заключается одна из ключевых ошибок, которые в дальнейшем приводят компании к кризису.
Диагностика кризиса в компании
Для того чтобы осознать всю серьезность ситуации, связанной с диагностикой кризиса в компании представьте себе следующее:
Вы пришли к врачу, но врач вместо того чтобы ставить вам диагноз — задавая различные уточняющие вопросы (говоря языком профессионалов — собирая анамнез) сразу прописывает вам лекарство.
Казалось бы все правильно?
Но, у разных болезней — одинаковые симптомы и только по совокупности всей информации и жизненного опыта профессионала можно судить о том как она будет протекать.
Диагностика компании — очень важная часть антикризисного управления и игнорирование диагностики будет приводить к тому, что ваша компания просто потерпит крах в кризис, а вы как руководитель или собственник даже не поймете почему это произошло, а когда поймете будет поздно.
Под чем скрывается кризис в вашей компании?
Конечно у вас есть офис, корпоративные машины, лояльные сотрудники, потенциально прибыльные проекты — и именно такая реальность будет скрывать истинное положение вещей в компании:
- руководители двигаются вперед — принимая решения, основываясь на прошлом опыте.
- прогнозируя ситуацию — исходя из стратегии компании, которую они разрабатывали и применяли довольно давно.
А кризис не только перечеркнул данную стратегию управления компанией, кризис поменял абсолютно все!
Кризис перечеркивает прошлые стратегии управления. Кризис меняет практически всё!
В кризис стратегическое управление не работает!
Слишком много появляются новые тренды или есть вероятность появления различных факторов, которые будут влиять на деятельность вашей компании и которые вы не сможете оценить в текущий момент времени. А следовательно в кризис будет работать только управление по фактической ситуации иными словами — ситуационное управление.
Когда закончится кризис?
Конечно, кризис присутствует и отрицать этот факт довольно глупо; более того пытаться сейчас сказать когда закончится кризис довольно опрометчиво: слишком много переменных в данном уравнении н которые мы никак не сможем повлиять, учитывайте это когда будете слушать, читать или смотреть очередной прогноз про кризис.
Конечно, можно сказать что наша компания не ощущает кризис и у нас все хорошо!
Логично, но помните человек тоже ощущает себя практически здоровым, а в этот момент в его организме растет опухоль, а следовательно нужно принимать превентивные меры для того чтобы остановить распространение болезни!
Диагностика кризиса — ключевой элемент в антикризисной стратегии компании, но также как и многие люди забывают про свое здоровье; точно также собственники забывают регулярно проводить диагностику компании для выявление проблемных моментов. И именно по этой причине у нас в компаниях возникают кризисные ситуации, мы вдруг понимает что, что-то пошло не так; что почему-то у нас упали продажи; поставщики повысили цены и мы не знаем как быть и что делать? Мы не знаем какой план взять с полки и как начать действовать и так далее. Почему? — по факту мы просто напросто были не готовы — вполне нормальное состояние для российского человека быть не готовым, надеяться на русское авось, не заниматься элементарным риск-менеджментом и переубедить людей что это необходимо делать довольно тяжело.
Причина возникновения кризисных ситуаций
В чем причина возникновения кризисных ситуаций? — Ситуаций, которые приводят к тому, что скорее всего применять антикризисное управление в ваших компаний поздно; точнее легкое, корректирующее воздействие уже ни к чему не приведет, а нужно будет проводить кардинальные изменения.
Причина кроется внутри компании, а именно в привычке действовать по инерции, а не по ситуации. Мы забываем, что работаем в зоне неопределенности, мы забываем, что термин «при прочих равных условиях» существует только в учебниках экономики, а в жизни все совершенно по иному и сейчас такая забывчивость обходится нам боком.
Конечно можно говорить, что позитивное настроение и атмосфера смягчает кризис и это правильно! Позитив это всегда хорошо, но не забывайте про здравомыслие и логику — нельзя давать эмоциям возможность управлять собой тем более в кризис. Эмоциональные, спонтанные, импульсивные действия приведут к метанию и хаосу, а видимый позитив сменится депрессией и упадком. Нужно научиться взаимодействовать с серьезной реальностью, даже если вдруг, по каким-то не особо зависящим от нас причинам ситуация начнет изменятся к лучшему.
Кризис — это погода экономики; погода, которая бывает солнечной и пасмурной; стабильной и обманчивой; может налететь ураган, а может установиться засуха.
Подводим итоги: диагностика компании в кризис
Почему же все таки постоянная диагностика компании в кризис необходима?
Если коротко:
- Собственник взял на себя ответственность за людей, которые у него работают; пусть даже эта ответственность косвенная; пусть даже эта ответственность косвенная и обусловленная желанием получить прибыль или удовлетворить собственное эго в игре под названием бизнес.
- Диагностика позволяет оставить компанию на плаву; максимально заранее выявить зоны риска и заставить, именно заставить начать думать об альтернативных вариантах и способах минимизации рисков.
На этом пожалуй все, если у вас возникли вопросы и комментарии по диагностике компании в кризис, как элемента антикризисного управления — вы можете связаться со мной.