Диагностика компании в кризис • Константин Савкин • консультации • тренинги для руководителей

Диагностика компании в кризис

Для того чтобы успешно преодолеть кризис необходимо правильно провести диагностику активов компании и сопоставить со своими «хотелками» — данный вопрос я довольно часто обсуждаю с собственниками и руководителями компаний, с разных точек зрения на индивидуальных бизнес-консультациях, сохраняя договорённость о конфиденциальности.

В этой статье мы рассмотрим общие вопросы диагностики компании в кризис, обозначив важные ключевые аспекты.

Переоценка активов компании

Настало время, когда компании должны тщательно пересмотреть свой бизнес-арсенал.

И необходимы данные действия не только для ограничения потерь, но и подготовке к борьбе за выживание в новых экономических условия, которые довольно подробно разобраны в статье: Коронавирусный менеджмент: фактор неопределённости в бизнесе

Правильная диагностика состояния и ресурсов компании является ключом к способности действовать точно в кризисный момент вместо того, чтобы потерять свой бизнес,  взяв на себя необдуманное кредитное бремя и не увидев потенциальных возможностей.

Необходимость диагностики компаний

Компании должны думать не только о том, как пережить кризис, но и о том, что будет после него.

Вот почему диагностика состояния компании так необходима, нынешняя ситуация, связанная с пандемией коронавируса, серьезно затронула многие компании.

Такие сектора, как туризм, рестораны, парикмахерские и косметические услуги  были лишены возможности получать доход практически моментально.

Кризис, изначально носящий медицинский и социальный характер, начинает превращаться в серьезный экономический спад и из этого кризиса бизнесу нужно будет выходить.

Большинство отраслей будут более или менее затронуты негативными последствиями этой ситуации.

Согласно результатам оценки текущей ситуации более 60 процентов руководителей компаний заявляют о снижении спроса на свои услуги или продукты, и логично предположить, что кризис 2020  затянется не на один год, что делать в такой ситуации?

Как спасти бизнес в кризис?

Для многих работодателей первым способом спасти ситуацию было сокращение занятости или снижение заработной платы.

Однако это решение может быть слишком поспешным и в будущем препятствовать дальнейшему развитию.

Все сбережения должны быть рассчитаны не только с точки зрения их текущей прибыльности, но и будущих последствий.

С точки зрения стратегии бизнеса рекомендую обратить внимание на мой курс: Антикризисная стратегия для малого бизнеса в 7 шагах

На какие элементы обратить особое внимание при диагностики состояния компании

  • анализ внутренних ресурсов,
  • влияние внешних факторов.

Стандартным проверенным показателем является прибыльность бизнеса.

В нынешнем кризисе  ликвидность даже важнее, чем обычно.

Неожиданные изменения могут серьезно подорвать денежный поток, что приведет к ситуации, которая угрожает дальнейшим действиям, к сожалению для многих компаний это уже произошло … кто же об этом думал.

Поэтому в краткосрочной перспективе вам следует сосредоточиться на тщательном прогнозе движения денежных средств и детальном мониторинге дебиторской задолженности.

Учитывая также финансовое состояние партнёров и контрагентов, да это цинично и прагматично, но это необходимо сделать.

Анализируйте ситуацию в компании не только по текущим потребностям, но и по будущем, стоит обратить внимание на некоторые элементы:

  • Обзор процедур и оценка внутренних процессов
  • Проверка процедур для обеспечения безопасности сотрудников
  • Оценка процессов с точки зрения поддержания непрерывности бизнеса
  • Оценка информационных потоков в условиях делегирования некоторых сотрудников на удаленную работу
  • Оценка гибкости и отзывчивости ключевых партнёров в условиях динамично меняющейся среды
  • Определение стратегических направлений с точки зрения деятельности компании, учитывая аутсорсинг наименее прибыльных сегментов бизнеса.

В качестве альтернативы, закрытие тех направлений, которые не являются многообещающими в будущем и в так называемые «лучшие времена».

  •  Детальный анализ затрат в сочетании с оптимизацией процессов: изменение политики закупок, сокращение запасов и улучшением производительности.
  • Определение возможностей и перспективных направлений, которые возникли в изменившейся среде.

Например, новые каналы распределения или диверсификация групп клиентов, с тем чтобы уменьшить подверженность риску резкого снижения доходов и сократить потери в будущем.

  • Разработка организационной модели, которая была бы гибкой, диверсифицированной и более устойчивой к внезапным кризисам;
  • Оценка человеческих ресурсов — лучше использовать профессиональные компетенции сотрудников более эффективно, чем сокращать расходы за счет поспешного сокращения занятости.
  • Компетентный и опытный персонал является одним из важнейших ресурсов компании. Ключевые таланты будут необходимы для обеспечения надлежащего качества, когда процветание вернется;
  • Безопасность цепи поставок — выявление потенциальных угроз, связанных с ограничениями доступности материалов и сырья. В дополнение к цене покупки, также важна непрерывность поставок. Стоит обеспечить географическую диверсификацию для создания цепочки поставок, более устойчивой к чрезвычайным ситуациям, возникающим в различных регионах.
  • Проверка заключенных договоров с контрагентами — проверка возможности их выполнения. Согласование условий и продление сроков, где это возможно, чтобы избежать возможных договорных штрафов;
  • Структура финансирования и доступ к капиталу — во время кризиса доступ к банковским кредитам может быть затруднен.

По статистике большинство компаний не имеет своих финансовых резервов или их резервы будут исчерпаны в первые два-три месяца кризисной ситуации.

Перед лицом такой кризисной ситуации стоит извлечь урок на будущее и обеспечить надлежащую диверсификацию источников финансирования: факторинг, частный займы.

Неправильная взаимосвязь долгосрочных и краткосрочных обязательств может быть разрушительной в такой ситуации и приведёт к ещё большему кризису.

Анализ вариантов действия в кризис: необходимо проанализировать возможные сценарии развития кризиса и их влияние на ключевые аспекты с точки зрения деятельности компании и лиц, принимающих решение.

Лучше быть готовым заранее к самому пессимистичному варианту, даже если это не происходит на практике в данный момент времени.

Диагностика состояния компаний: угрозы и возможности

Развивающийся экономический кризис несет много угроз, к которым компании должны быть готовы.

  • Снижение спроса,
  • потеря ключевых поставщиков или получателей,
  • блокировка платежей,
  • рост инфляции или ослабление национальной валюты — это лишь некоторые из них.

Чтобы успешно преодолеть кризис, компания должна сначала сосредоточиться на том, как выжить и обеспечить стабильность.

Однако, как только вам удастся стабилизировать ситуацию в бизнесе, приоритет должен состоять в том, чтобы перестроить свой бизнес таким образом, чтобы найти свое лучшее место в новой реальности после окончания пандемии.

Достоверная диагностика состояния компании и ключевых аспектов с точки зрения стратегии деятельности позволяет определить наиболее перспективные сегменты деятельности, дополнительно определить возможности и потенциальные направления развития в новой ситуации.

Что подразумевает под собой интересную основу для переоценке и перестройке вашей бизнес-модели.

Правильный анализ ресурсов, сильных и слабых сторон компании дает знания, которые ценны в любой ситуации. Во время кризиса это знание только приобретает ценность.  Благодаря этому вы можете избежать поспешных решений и необдуманного, радикального сокращения расходов.

Интересует конкретизация под ваш бизнес и стиль управления? — обращайтесь за консультацией по антикризисному управлению.

 

Оставьте комментарий