Данная статья предназначена ритейлерам, которые ощутили влияние кризиса на своих компаниях. Да, возможно у вас пока все хорошо, но как говорится: хочешь мира — готовься к войне, а следовательно к влиянию кризиса необходимо быть готовым и желательно подготовиться заранее.
Как кризис может сказаться на работе ритейлеров?
Мы не будем говорить, что плохо или хорошо, мы просто констатируем возможные варианты кризиса в бизнесе:
- магазины закроются: банкротство, продажа другому собственнику.
- магазины будут существовать на плаву какое-то время, конечно есть вероятность то что они выплывут, но также есть вероятность и что утонут.
- магазины пойдут в рост, захватывая все новые рынки.
Кризис время оптимизировать издержки! Пора этим заняться, чтобы стать конкурентоспособным на рынке. И большое преимущество в кризис получат те бизнесмены, которые не имели никаких издержек в виде: имущества, товарных кредитов и всего остального.Подумайте об этом!
Поэтому! Выверните на стол все ваши издержки и начните их быстро анализировать, выясняя необходимость применения.
Про какие издержки обычно говорят? Про корпоративные праздники, но честно говоря в рамках бизнеса это смешно, почему?
Если ваша компания привыкла проводить корпоративы, то сотрудники к ним тоже привыкли и отказ от корпоративов будет восприниматься не как сокращение издержек, а как сигнал к тому что в компании все плохо, а следовательно пора искать работу! И вместо спокойных и уверенных в завтрашнем дне сотрудников, вы получите персонал в одном шаге от паники. А паника в кризис очень страшна и задача руководителя не допустить паники среди сотрудников.
Управление персоналом в кризис.
С одной стороны увольнять персонал не правильно, ведь люди составляют конкурентоспособность вашего бизнеса:
- они лояльны компании,
- они знают продукцию,
- понимают клиента и так далее.
По крайне мере так и должно быть, но так ли на самом деле?!
Кризис отрезвляет, он заставляет задуматься о многом и заставляет находить ответы на довольно сложные вопросы, а именно:
- Насколько вам необходим такой штат?
- Может ли один сотрудник делать работу за двоих, троих или пятерых?
- На самом деле кто кого эксплуатирует вы сотрудников или сотрудники вас?
Если у вас есть хоть какие-то сомнения в людях, лучше их уволить сейчас, по крайне мере вы дадите людям найти работу пока есть возможность, нежели вы доведете компанию до краха и вынуждены будете ставить людей перед фактом увольнения.
С другой стороны: Если ваш бизнес зависит от людей, внимательно прорабатывайте резюме.
В кризис на рынке появляется довольно много высококвалифицированных сотрудником ваших партнеров, клиентов, конкурентов, которые возможно уже долго ищут работу и вы сможете их нанять очень дешево.
Разумеется, однозначной рекомендации здесь дать нельзя: необходимо думать и анализировать, оценивать последствия от любых действий и самое главное не спешите совершать глупости, лучше обратиться за консультациями по управлению персоналом в кризис. Задумайтесь об оптимизации текущей деятельности и функционала сотрудников, кризис дает все возможности для этого. Лучшие должны остаться, а худшие покинуть компанию! Не стоит, за счет ущемления тянуть весь состав:
Ведь лучшие сотрудники будут уходить первыми, когда поймут, что ваша компания не соответствует их ожиданиям и переубедить их будет довольно тяжело.
А в итоге, что? В итоге вам придется остаться с лояльной посредственностью и продолжить спасать уже посредственный бизнес.
Расходы на рекламу в кризис.
Сокращать расходы на рекламу не совсем оправдано, но вот оптимизировать рекламный портфель в кризис, то почему бы и нет?!
Логично предположить, что кризис не только у вас, но и у рекламных компаний, а следовательно они тоже не особо заинтересованы в потере клиентов и будут ориентироваться на продолжение сотрудничества, пусть даже при меньших бюджетах. Здесь главное уметь правильно выстроить диалог и определить общие точки будущей антикризисной стратегии.
Главное заключается в том, что кризис нас заставляет более щепетильно подходить к вопросу эффективности того или иного рекламного инструмента.
Административные расходы в кризис.
Все что не приносит товарооборот и доход сократить! — лозунг конечно правильный, но что делать с исполнением?
Довольно тяжело избавляться от хорошего к которому уже привыкли и адаптировались. С одной стороны можно сократить командировки и участие на выставках, с другой стороны всегда думайте о последствиях! Насколько это повлияет на прибыль? На работу с конкретным клиентом? Или на привлечение новых клиентов?
Что делать с новыми перспективными проектами в кризис, с длительным сроком окупаемости?
С одной стороны напрашивается, эмоциональное: да у нас же кризис, не до нововведений; с другой стороны: бизнес без нового это бизнес без будущего, так что есть над чем подумать? И постарайтесь оценить последствия, по крайне мере ответив на вопрос: сколько новых потенциальных клиентов мы потеряем, если не запустим новый проект? Рекомендация проста: не стоит закрывать новые проекты в кризис, а стоит задуматься о реструктуризации их структуры.
Какие решения будут эффективными в кризис?
Как ни странно, про эффективность говорят всегда, практически в каждой компании. За последние пять-десять лет были разработаны и пересмотрены не один десяток показателей эффективности, затрачено множество часов и денег на сотрудников и консультантов, ведь так? Будем честны по крайне мере перед собой.
Но стали ли данные компании эффективными? И что это за эффективность, которую снова надо пересматривать?
Кризис, строгий учитель, он сразу видит липовую эффективность и не прощает обмана и лжи.
Именно поэтому, многие компании начинаю снова задумываться об эффективности, но постоянно совершают одну и туже ошибку:
они поручают делать это тем же менеджерам, которые разрабатывали предыдущие, тем самым обрекая себя на хождение по кругу, создавая очередную иллюзию мнимой эффективности в кризис,задумайтесь об этом?
Нужно что-то менять, а самое важное вкризис это поменять подход к работе: что вы хотите от кризиса? Или в кризис? — попробуйте ответить себе на этот непростой вопрос, только ответить честно!
Корпоративная социальная ответственность (КСО) в кризис.
КСО в кризис, это хорошая альтернатива алчным рекламным бюджетам с благотворительным фокусом. Задумайтесь о роли КСО в своей антикризисной стратегии, только не спешите отмахиваться и говорить, что в кризис не до КСО или то что КСО это так ерунда. Я и сам скептично отношусь к КСО, особенно учитывая российскую действительность. Но с другой стороны, начните помогать в кризис тем кто нуждается, донесете до своих клиентов и партнеров, что даже в такие не простые времена вы помогаете другим людям и организациям и это несомненно вам зачтется, просто подарите кому-нибудь маленькую радость.
Рост закупочных цен в кризис? Что делать?
Что делать если ваша компания занимается, тем товаром, на который упала покупательская способность? — давайте подумаем, в чем заключается основная проблема? — нет вовсе не в том, что закупочные цены выросли -это всего лишь следствие, а вот основа проблемы лежит совершенно в иной плоскости.
Вы просто напросто не занимались стратегией, вы не учли возможного возникновения подобной ситуации и сейчас просто-напросто оказались неготовыми и снова без плана, а более того с неликвидным товаром. Что же делать?
Не стоит совершать эмоциональных действий и совершать туже ошибку, начните думать и прогнозировать ситуацию, задайте себе простой вопрос: почему ваша продукция представляла ценность для клиента? И что может эту ценность клиенту вернуть?
Начните идти в размышлениях от клиента, а не от прибыли!
Конечно это не просто, более того любую глупость и опрометчивые действия решать довольно не просто, но с другой стороны у вас нет выхода: можно закрыться, можно сдаться, а можно подумать как изменить позиционирование, как найти выход из сложившейся ситуации, возможно просто переключив рекламу на другой ценовой сегмент или наоборот уйти в дешевый ценовой сегмент сохранив покупателей и через временные убытки получить новую прибыль.
Есть над чем подумать, так что действуйте!
Продолжение следует: антикризисное управление…
Буду благодарен за ваши комментарии и репосты в социальных сетях.
Автор статьи: Константин Савкин
Константин Савкин — эксперт в области управления и креативного мышления. Константин Савкин автор и ведущий семинаров для собственников и руководителей, спикер, тренер; советник по стратегии; консультант.